Дом Курлиной » О музее

О музее

Особняк купца 1 гильдии А.Г.Курлина и его жены А.П.Курлиной построен в 1903 г. Он стал одной из первых построек Самары в стиле модерн.
В 2003 г. дому исполнилось 100 лет. И все это время он был овеян многочисленными, иногда противоречивыми, легендами, связанными и с историей семьи, и с историей самого здания. Так что этот дом можно назвать еще и самым легендарным.

Александр Георгиевич Курлин (1870 —1914) являлся представителем одного из самых крупных купеческих кланов Самары. Его отец Г.И.Курлин вместе с братьями прибыл сюда из Уральска, где служил в уральском казачьем войске. Сразу определился в купечество 1 гильдии и вошел в число крупнейших торговцев салом и хлебом.

Семейство Курлиных было весьма многочисленным. Потомки по линии Ивана, старшего сына Г.И.Курлина, до сих пор живут в Москве, Англии и Австралии. Согласно семейному преданию, именно две его дочери явились прототипами двух сестер в романе А.Толстого «Хождение по мукам».

Но наиболее известным в Самаре был младший сын — Александр Георгиевич Курлин. В середине 1880-х гг. он закончил гимназию, а затем Московский университет. Продолжая дело отца, он занимался хлебной торговлей. Являлся членом совета общества взаимного кредита, гласным городской думы. Стоял у истоков создания одной из крупнейшей в России хлебной биржи и в течение нескольких лет был ее председателем. Александр активно занимался благотворительностью. Являлся попечителем коммерческого училища, училища для слепых детей, городского 6-ти классного училища и др.

В 1893 г. в Успенской церкви он обвенчался с 16-летней купеческой дочерью Александрой Павловной Журавлевой.
Для своей красавицы жены А.Г.Курлин построил необычный для Самары того времени особняк, который А.Толстой в том же романе «Хождение по мукам» назвал «нелепо роскошным».

В историю г. Самары он также вошел под названием «дом Курлиной». До сих пор существует легенда, что лепное изображение изящной женской головки на фронтоне фасада над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара отражает образ прекрасной хозяйки — Сандры Курлиной. Она была необыкновенно привлекательной женщиной. Даже ее выезд на прогулку, как спектакль, собирал зрителей с окрестных улиц.

Проект особняка принадлежит архитектору А.У.Зеленко (1871-1952). В 1892 г. он закончил в Москве институт гражданских инженеров и совершил поездку в Вену, где слушал лекции по архитектуре в Высшем политехническом институте. Здесь он стал сторонником нового стиля эпохи — стиля модерн. С 1897 г. по 1900 г. А.У.Зеленко работал в Самаре: сначала в строительном отделении губернской земской управы, потом в должности городского архитектора. По его проектам в нашем городе построено несколько зданий, но особняк Курлиных самая талантливая из всех его построек.

Именно в нем были воплощены все основные черты стиля модерн. Дом Курлиной привлекает прежде всего гармонией объемной композиции. Она поражает непринужденностью, с которой зодчий объединяет в единую живописную картину и выступающий граненый эркер, и ризолит с парадной дверью, и ступенчатый ритм объемов фасада по ул. Красноармейской. В результате фасады здания приобретают ту особую подвижность, которая заставляет зрителя постоянно менять точки осмотра.

Красоту объемного построения особняка обогащает его декоративное убранство. Зеленко широко использует в декоре новый отделочный материал — цветную изразцовую плитку. В оформление фасада вводится и лепной орнамент: женская головка на фронтоне и растение с длинными текучими стеблями над угловым окном. Различные очертания оконных проемов (27 типов), ажурные решетки ограды и ворота в виде бабочки, рисунок парадной двери — «омега» — также вносят разнообразие во внешний облик постройки.

В организации внутреннего пространства воплощена характерная для модерна центричная планировка. Вокруг холла группируются все комнаты первого парадного этажа: гостиная, столовая, буфетная, кабинет, будуар и малая гостиная. Помещения второго этажа имеют подобную планировку, но меньше по размерам. Всего в доме 22 комнаты.

В стиле модерн оформлены и интерьеры парадных залов. Каждая из комнат имеет свой художественный образ. Большая гостиная настраивает посетителей на беззаботное веселье. Она наполнена воздухом и светом. Огромные окна, покрывающие плоскости двух стен, как бы связывают ее с городской средой.

Ощущение изменчивости и подвижности вызывает лепное убранство потолка и стен. Их покрывает орнамент столь любимых модерном орхидей. Длинные, свисающие с потолка на стены цветочные стебли словно колышутся от дуновения ветра.

Парадная гостиная соединяется с соседней столовой. Здесь раскрывается иной образ. Эта комната кажется более камерной. Гротовая штукатурка, потолочные балки, заканчивающиеся масками мифических божеств, и подобные маски на панели стен словно погружают нас в иную, мифическую реальность.

С противоположной стороны холла — кабинет и будуар. Интерьер кабинета хозяина отличается строгостью. Главный элемент его отделки — деревянные кессоны, расположенные по периметру потолка. Центральная его часть декорирована геометрическим орнаментом. Четкий ритм кессонов, геометрический рисунок потолка и паркета задавал обстановке тон деловитости. Но своеобразную разрядку в это царство геометрии вносит декоративная медная окантовка камина в виде маков — символа опьянения и грез.

Рядом с кабинетом будуар хозяйки. Здесь царство природы: витраж в виде кроны деревьев на окне, живописный пейзаж над дверным проемом, сама дверь с цветочным рисунком и зеркальным стеклом. Особенно выразителен лепной декор потолка. Фантастическое переплетение гибких стеблей орхидей по периметру стен и потолка обрамляет парящую женскую фигуру, окутанную тонким покровом в виде крыльев бабочки.

Из многообразных образных впечатлений, полученных от восприятия интерьеров, складывается единый художественный образ всего особняка. Гармония пространственной композиции, цельность художественного образа, синтез искусств дают возможность причислить его к лучшим образцам русского модерна.

Удобства и комфортабельность дома Курлина были обеспечены инженерными коммуникациями. В год постройки он был подключен к городскому водопроводу. Имел современную калориферную систему отопления. Ее материальные остатки — каналы внутри стен, выходящие в каждую комнату. Они оснащены жалюзи и прикрыты декоративными прорезными решетками. В доме была и канализация. Все комнаты освещались электричеством. Хозяева также являлись одними из первых абонентов телефонной станции. Богатство интерьеров и комфортабельность дома сделали его одним из самых дорогих особняков в Самаре начала XX в..

В 1908 г. А.Г. Курлин был признан недееспособным по причине душевной болезни. Умер в 1914 г. в возрасте 44 лет. После 1918 г. Александра Курлина жила в Москве в коммунальной квартире. Умерла в 1970-е гг.

Летом 1918 г. Самару заняли белочехи и в доме Курлиной разместилась белочешская контрразведка. Согласно воспоминаниям, в подвале держали заключенных и производили расстрелы. С тех времен остались надписи на стенах и выбоины от пуль.

В 1920 — е гг. здесь располагались три организации: губернский отдел труда, биржа труда и музей охраны труда и гигиены. В 1929 г. дом передали детскому саду. С 1941 по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало Посольство Королевства Швеции. Затем снова детский сад, облоно. В 1970 -е гг. особняк был передан музею краеведения. В 1989 г. в нем открылась экспозиция по истории Самарского края с XVI в. до н. XX в. В 1995 г. по указу Президента РФ «Усадьба Курлиных» получила статус памятника истории и культуры федерального значения.